Россия
План поступления
Войти
25 декабря 2023

Предприниматель Дмитрий Кибкало — о преподавании студентам ИОМ и взаимной мотивации

За Институтом отраслевого менеджмента (ИОМ) Президентской академии прочно закрепилось название «территория практиков». С первого дня учебы рассмотрение реальных кейсов и получение собственного опыта занимает в ИОМ такое же место, как теория. Дисциплина «Предпринимательство» у студентов 2-го курса программы «Управление бизнесом» — не исключение. В этом учебном году ее преподавателем стал основатель компании «Мосигра» Дмитрий Алексеевич Кибкало. Лекции и семинары предпринимателя с большим опытом запуска проектов с нуля пользовались у второкурсников особой популярностью. Перед принятием зачета Дмитрий Алексеевич рассказал в интервью, чем его занятия отличались от обычных пар.

— Ваш самый крупный бизнес построен на играх. Видите ли Вы элемент игры в предпринимательстве?

— Конечно, в чистом виде. Предпринимательство — это искусство брать на себя риск, искать возможности и вовремя их использовать. Как в игре, в бизнесе можно потерпеть поражение. Но в любой игре есть несколько партий! Какие-то партии можно проиграть, чтобы постепенно научиться выигрывать. Некоторые игры — вообще идеальный тренажер предпринимательского мышления. Например, компьютерная игра «Civilization VI». По тому, как человек в нее играет, можно предположить, будет ли он успешен в бизнесе или нет.

— В любом случае учить предпринимательству, опираясь только на теорию, сложно. Как часто Вы обращались на занятиях к собственному опыту?

— Я в принципе не теоретик. Конечно, занятия по предпринимательству могут включать большое количество теории, и я готов долго рассказывать истории об успешных компаниях-гигантах. Но во время преподавания я старался приводить конкретные кейсы, которые сам хорошо знаю и могу объяснить с разных сторон. Это мой опыт, а также опыт моих коллег и друзей. Универсальной, стройной теории, как в бизнесе сделать всё правильно, у меня нет. Наверное, ее и не существует.

— Сегодня популярно слово «клиентоцентричность». Что Вы вкладываете в это понятие и что Вы рассказывали о нем студентам?

— Разумный уровень клиентоцентричности делает любой бизнес богаче. У каждого бизнеса есть набор ключевых метрик: коэффициент удержания, средний чек, валовая маржа, стоимость привлечения клиента. Грамотно выстроенный клиентоориентированный бизнес позволяет, во-первых, приобрести бесплатные контакты, потому что клиенты сами распространяют информацию о компании. Во-вторых, повысить коэффициент удержания, поскольку клиент, получивший хороший сервис, с большей вероятностью совершит повторную покупку. Так что выгода клиентоцентричности, в первую очередь, чисто экономическая. Если построить карту контактов, найти на ней болевые точки, затем их устранить и попытаться превзойти ожидания клиента, то клиент начнет возвращаться и приводить с собой других.

— Вы учились сначала в мехмате МГУ, а потом в Стэнфордской школе бизнеса. Когда Вы начали преподавать в Академии, Вам больше пригодился опыт российского университета или опыт профильного образования?

— В процессе преподавания я опирался на собственные идеи о том, как компания должна быть устроена и как сделать ее эффективной. Стэнфордская школа бизнеса эти идеи упорядочила. Какие-то полученные знания я использовал на занятиях, во всяком случае, я предложил студентам большое количество дополнительных материалов. При этом самого крупного результата в бизнесе я добился благодаря мехмату, потому что «Мосигра» во многом построена на моих университетских связях. Для студентов понимание, как нужно решать те или иные задачи, сформирует их собственный опыт. Моя задача состояла лишь в том, чтобы указать им нужные направления.

— Очевидно, что не все студенты «Управления бизнесом» готовы стать предпринимателями. Как Вам кажется, принесут ли Ваши занятия пользу тем, кто будет работать на высоких позициях, но по найму?

— Надеюсь, что да. Вообще я никогда раньше не преподавал студентам. Я преподавал в Сколково, но там учатся слушатели, у которых уже есть собственный опыт. Обучение студентов оказалось совершенно другой, часто более сложной задачей. Помимо знаний и навыков, требовалось передать им мотивацию. Меня порадовало, что несколько студентов сейчас пробуют создать первый бизнес. У них может получиться, а может не получиться, но в любом случае эта попытка не пройдет зря. Кроме них, среди второкурсников есть много тех, кто еще не определился с будущим и пока просто изучает возможные пути. Как расширение кругозора занятия им точно пригодятся.

— А что Вам лично дал опыт преподавания в Академии?

— Преподавание — трудоемкая работа, и я бы не справился, если бы не отдача от студентов. Наши занятия не всегда проходили в аудиториях: от студентов поступил запрос пообщаться с предпринимателями из разных сфер. Мы ездили в несколько компаний и встречались с представителями ресторанной, модной, игровой, туристической индустрии. Меня приятно удивило, что студентам это действительно нужно. Их интерес к занятиям служил и продолжает служить моим личным источником мотивации. Думаю, что с большой группой второкурсников мы в итоге останемся на связи и в будущем посотрудничаем.

Другие новости

Представитель вуза
Аватар
Анна Бурмистрова